Управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края
Назад в новости
Как иностранцу учиться в России: проблемы и решения обсудили на АТР

На площадке «Межнациональное взаимодействие» состоялась дискуссия «Иностранные студенты в России: проблемы адаптации и интеграции».

Эксперты Ирина Орлова, член Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики  Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, профессор кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, д. филос. н., и Марина Градусова,  консультант департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности, секретарь Комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму, обсудили с участниками основные сложности, с которыми сталкиваются гости нашей страны, и пути их преодоления.

Ирина Викторовна провела параллель между современными иностранцами и студентами из зарубежья во времена СССР. «В Советском Союзе поблажек не было, русский, не русский – должен учиться хорошо. А сейчас порой возникают вопросы. С каким уровнем знаний к нам приезжает иностранный студент? Как найти к нему подход? Как настроить коммуникацию между ним и его одногруппниками и преподавателями?»  –риторически подходит к теме Ирина Орлова. В пример профессионального решения всех этих  вопросов она привела знаменитый РУДН, где студенты из зарубежных стран чувствуют себя как дома, а их русские коллеги стараются наладить с ними максимальное взаимодействие. Но руководство вуза заявляет: «Не думайте, что это происходит само собой». За тесным и дружественным сотрудничеством стоит долгая работа и огромный опыт.

Но не во всех учебных заведениях, принимающих студентов-иностранцев, всё так гладко. Проблемы возникают как внутри вуза, так и за его пределами. Например, связь студентов с диаспорой. Представители родной нации учащегося зачастую могут вовлекать его в свою деятельность и использовать в своих целях. Иногда учёба вступает в конфронтацию с языком, религией или интересами студента. «Иностранцы любят говорить на учёбе, что ушли в храм или мечеть, а своим духовным наставникам – что заняты в университете, а сами пропадают где-то на просторах нашей родины», – иронизирует Марина Маратовна. При таком отношении к учёбе вовлечённость иностранных студентов в научную деятельность минимальна.

Зачастую за счёт определённой информационной уязвимости и даже наивности зарубежные гости могут быть подвержены нападкам мошенников и членов запрещённых организаций.

Участники встречи пришли к выводу, что важно не только объяснять иностранной молодёжи правила языка, рассказывать об истории и культуре, но и учитывать их особенности и находить индивидуальный подход.

Анастасия Беляева

Фото: Виктория Якукина